Библия — вдохновлена Богом и точна
Дополнительные материалы для исследования Священного Писания
Историческая, географическая, геологическая, этнографическая, культурно-историческая и научная точность Библии; ее внутренняя согласованность; откровенность и надежность ее авторов; пророчества.
1 БИБЛИЯ, по признанию многих, является шедевром мировой литературы, творением, которое по красоте языка превосходит все литературные произведения. Но дело не только в таланте тех, кто ее писал. По их собственным словам, то, что они писали, исходило от всемогущего Бога Иеговы. Именно по этой причине на страницах Библии мы находим непревзойденную мудрость и живительные слова истины. Сын Бога, Иисус Христос, отметил, что слова, которые он говорил, — «это дух и жизнь», а он часто цитировал Еврейские Писания. Апостол Павел, признававший эту часть Библии «священными словами Бога», писал: «Все Писание вдохновлено Богом» (Иоан. 6:63; Рим. 3:1, 2; 2 Тим. 3:16).
2 Апостол Петр сказал, что Божьи пророки были движимы святым духом. Царь Давид писал: «Дух Иеговы говорил через меня, и его слово было у меня на языке» (2 Сам. 23:2). Пророки утверждали, что все их высказывания исходили от Иеговы. Моисей предостерегал от того, чтобы добавлять что-нибудь к священным словам, которые он получил от Иеговы, или убавлять от них. Петр признавал боговдохновенность писем Павла. Иуда, в свою очередь, цитировал письмо Петра как боговдохновенный источник. И, наконец, Иоанн, написавший под вдохновением Божьего духа книгу Откровение, сказал, что любой, кто прибавит что-нибудь к этому пророческому откровению или отнимет от него, будет нести ответственность не перед людьми, а перед Богом (1 Пет. 1:10-12; 2 Пет. 1:19-21; Втор. 4:2; 2 Пет. 3:15, 16; Иуды 17, 18; Отк. 1:1, 10; 21:5; 22:18, 19).
3 Все эти верные рабы Бога свидетельствовали о том, что Библия вдохновлена Богом и точна. Есть множество других доказательств боговдохновенности и достоверности Священного Писания, некоторые из которых мы рассмотрим в следующих 12 разделах.
4 1. Историческая точность. Евреи с самого начала были уверены в боговдохновенности и достоверности канонических книг Еврейских Писаний. Так, во времена Давида евреи верили, что в книгах от Бытия до 1 Самуила записана точная история их народа и отношений Бога с ними. Это видно на примере 78-го Псалма, в котором упоминается более 35 фактов из этой части Библии.
5 Критики Библии выдвинули массу обвинений против Пятикнижия, подвергнув сомнению его достоверность и авторство. Однако, помимо того что сами евреи приписывали авторство Пятикнижия Моисею, в пользу этого факта свидетельствовали древние авторы, некоторые из которых были противниками евреев. Гекатей Абдерский, египетский историк Манефон, Лисимах Александрийский, Евполем, Тацит и Ювенал — все они считали, что свод законов, благодаря которому евреи выделялись на фоне других народов, был дан Моисеем, причем большинство из этих авторов прямо говорят, что эти законы были Моисеем записаны. Античный философ Нумений даже упоминает Ианния и Иамврия, египетских жрецов, противостоявших Моисею (2 Тим. 3:8). Труды этих авторов относятся ко времени начиная с эпохи Александра Македонского (IV век до н. э.), когда греки впервые обратили пристальное внимание на историю еврейского народа, и до времени правления римского императора Аврелиана (III век н. э.). Многие другие древние авторы тоже упоминают Моисея, называя его вождем, правителем и законодателем. Как мы увидели из предыдущего урока, многие археологические открытия подтверждают историческую точность записанного в Библии, особенно когда дело касается взаимоотношений евреев с соседними народами.
6 А что можно сказать о достоверности Христианских Греческих Писаний? Стоит отметить, что они полностью согласуются с Еврейскими Писаниями. Однако есть немало и других фактов, подтверждающих их историческую точность, а также подлинность и боговдохновенность. Авторы книг Греческих Писаний зафиксировали то, что они видели и слышали. Они были свидетелями, а зачастую и непосредственными участниками событий, о которых писали. Их словам доверяли тысячи их современников. Написанное ими находит подтверждение в трудах таких древних авторов, как Ювенал, Тацит, Сенека, Светоний, Плиний Младший, Лукиан, Цельс и древнееврейский историк Иосиф Флавий.
7 В своем труде, посвященном Библии, Остин Аллибон написал: «Исаак Ньютон... был также знатоком произведений древних авторов и очень тщательно исследовал Священное Писание. К какому выводу он пришел? „В Новом Завете,— говорит он,— я обнаружил больше признаков подлинности, чем в любом другом историческом труде“. По словам д-ра Джонсона, у нас больше доказательств того, что Иисус Христос умер на Голгофе, как об этом сообщают Евангелия, чем того, что Юлий Цезарь умер в Капитолии. Этих доказательств у нас действительно гораздо больше. Спросите любого, кто сомневается в правдивости евангельской истории, на каком основании он верит, что Цезарь умер в Капитолии или что Папа Римский Лев III короновал Карла Великого императором в 800 году... Откуда вам известно, что когда-то жил такой человек, как Карл I, что он был обезглавлен и что вместо него правителем стал Оливер Кромвель? [...] Открытие закона всемирного тяготения приписывается Исааку Ньютону... Мы верим всем этим утверждениям, и это потому, что у нас есть исторические доказательства их истинности. [...] Если, получив подобные доказательства, кто-то по-прежнему отказывается верить, мы сочтем такого человека упрямым глупцом и безнадежным невеждой. Что же сказать тогда о тех, кто, несмотря на имеющиеся сегодня исчерпывающие доказательства достоверности Священного Писания, продолжает сомневаться? [...] Можно с уверенностью сделать вывод, что виной тому скорее сердце, чем голова: они не хотят верить в то, что задевает их гордыню и вынуждает вести другой образ жизни».
8 Подчеркивая превосходство христианства как религии, члены которой поклоняются Богу в истине, Джордж Роулинсон написал: «Ничто так не отличает христианство — включая предшествовавшую ему религию Ветхого Завета — от остальных мировых религий, как приверженность фактологической и исторической точности. Религии Греции и Рима, Египта, Индии, Персии, да и всего Востока в целом строились на одних лишь умозаключениях и даже не считали нужным подводить свои взгляды под какое-либо историческое основание. [...] Однако с религией Библии дело обстоит совсем иначе. Заложенная в ней стройная система взглядов — идет ли речь о Ветхом или Новом Завете, законах иудаизма или христианства — основана на фактах. Она неразрывно с ними связана и без них теряет свой смысл. Она может считаться обоснованной лишь при условии достоверности этих фактов».
9 2. Географическая и геологическая точность. Многие исследователи отмечают, с какой поразительной точностью Библия описывает Обетованную землю и прилегающие территории. Вот что сказал о странствовании израильтян по пустыне д-р Артур Стэнли, совершивший путешествие по Востоку: «Даже если бы мы не знали названий стоянок израильтян, мы все же смогли бы очень точно проследить их путь благодаря характерным особенностям местности, столь точно отраженным в Библии. [...] Встречающиеся то тут, то там источники, колодцы, ручьи подходят под описание „вод“ Мерры, „источников“... Елима, „воды“, потекшей из скалы в Хориве, „колодца“ дочерей Иофора с его „желобами“, или поилками, в земле Мадиам. Даже растительность в той местности именно та, что описывает Моисей». Также Библия дает верное описание земли Египет. В ней упоминаются богатые хлебные поля и река Нил, по берегам которой рос тростник (Быт. 41:47-49; Исх. 2:3); реки, каналы, поросшие тростником пруды и хранилища воды (Исх. 7:19); лен, ячмень, пшеница и полба (Исх. 9:31, 32). Кроме того, она точно указывает названия египетских городов и их местоположение.
10 Некоторые современные ученые нисколько не сомневаются в геологической и географической точности библейских описаний. Они руководствовались сведениями из Библии в своих изысканиях и были вознаграждены. В свое время известный геолог д-р Бен Тор обратил внимание на слова из Второзакония 8:7, 9: «Ведь твой Бог Иегова ведет тебя в хорошую землю... в землю, где камни содержат железо». Благодаря этим словам он сделал интересное открытие. В гористой местности в нескольких километрах от Вирсавии он выявил значительные запасы (по некоторым оценкам, 13,6 миллиона тонн) руды с низким содержанием железа. Позднее были обнаружены выходящие на поверхность залежи руды (протяженностью 1,5 километра) с содержанием чистого железа 60—65 процентов. Д-р Йосеф Вайц, признанный израильский специалист по лесовосстановлению, заметил: «Первым деревом, которое Авраам посадил в Вирсавии, был тамариск. [...] По его примеру четыре года назад мы посадили в этой местности два миллиона тамарисков. Авраам был прав. Это дерево, как мы обнаружили, одно из немногих, которые прекрасно себя чувствуют в южных районах, где годовое количество осадков очень невелико». Автор одной книги, посвященной растениям библейской земли, написал: «Судя по всему, патриарх Авраам не случайно посадил в Вирсавии тамариск. [...] Он выбрал дерево, которое дает более густую, прохладную тень, чем другие деревья. Более того, благодаря тому что корни тамариска уходят глубоко под землю и достигают подземных вод, дерево хорошо переносит жару и длительную засуху. Поэтому неудивительно, что тамариски растут в Вирсавии до сих пор». (См. Быт. 21:33.)
11 В отношении сведений хронологического и географического характера, которые содержит Библия, профессор Р. Д. Уилсон в своей книге «Научное исследование Ветхого Завета» пишет: «Хронологические и географические сведения, содержащиеся в Ветхом Завете, намного более точные и надежные, чем те, что сообщаются в каких-либо других произведениях древности. Биографические описания и исторические повествования удивительным образом согласуются с внебиблейскими источниками».
12 3. Расы и языки. Говоря о происхождении человечества, исследователь Байрон Нельсон написал: «Бог создал человека, а не негра, китайца или европейца. От двух человек, названных в Библии Адамом и Евой, в результате естественных процессов и изменений произошло все многообразие людей, населяющих землю. Представители всех человеческих рас, независимо от цвета кожи и роста, относятся к одному биологическому виду. Они одинаково мыслят, чувствуют, одинаково устроены, могут вступать друг с другом в брак и производить потомство. Люди всех рас происходят от двух общих предков, обязанных своим появлением исключительно Творцу». Именно об этом говорится в Библии (Быт. 1:27, 28; 2:7, 20-23; 3:20; Деян. 17:26; Рим. 5:12).
13 В отношении библейского сообщения о происхождении древних языков археолог Генри Роулинсон сказал: «Если мы, совершенно не беря в расчет библейское повествование, проследим, где сходятся все языковые ветви, мы все равно придем к заключению, что земля Сеннаар была той исходной точкой, где эти ветви взяли свое начало». (См. Быт. 11:1-9.)
14 4. Практичность. Даже если бы не было никаких других доказательств боговдохновенности Библии, ее мудрые принципы и высокие нравственные нормы сами по себе свидетельствовали бы о том, что эта книга от Бога. Практические советы, записанные в Библии, затрагивают все сферы жизни. Кроме того, никакая другая книга не дает столь разумного объяснения происхождения всего, в том числе человечества, и не раскрывает замыслов Творца в отношении земли и человека (Быт. гл. 1; Ис. 45:18). Библия объясняет, почему люди умирают и почему в мире столько зла (Быт. гл. 3; Рим. 5:12; Иов, гл. 1, 2; Исх. 9:16). Она устанавливает самые высокие нормы справедливости (Исх. 23:1, 2, 6, 7; Втор. 19:15-21). В ней можно найти практические советы по различным вопросам, таким, как деловые отношения (Лев. 19:35, 36; Прит. 20:10; 22:22, 23; Матф. 7:12); нравственность (Лев. 20:10-16; Гал. 5:19-23; Евр. 13:4); обращение с другими людьми (Лев. 19:18; Прит. 12:15; 15:1; 27:1, 2, 5, 6; 29:11; Матф. 7:12; 1 Тим. 5:1, 2); брак (Быт. 2:22-24; Матф. 19:4, 5, 9; 1 Кор. 7:2, 9, 10, 39); обязанности мужа, жены и детей (Втор. 6:4-9; Прит. 13:24; Эф. 5:21-33; 6:1-4; Кол. 3:18-21; 1 Пет. 3:1-6); правильное отношение к властям (Рим. 13:1-10; Титу 3:1; 1 Тим. 2:1, 2; 1 Пет. 2:13, 14); честность в работе, отношения между господином и слугой, а также работодателем и работником (Эф. 4:28; Кол. 3:22-24; 4:1; 1 Пет. 2:18-21); выбор круга общения (Прит. 1:10-16; 5:3-11; 1 Кор. 15:33; 2 Тим. 2:22; Евр. 10:24, 25); улаживание разногласий (Матф. 18:15-17; Эф. 4:26) и многое другое.
15 В Библии также можно найти ценные советы в отношении физического и душевного здоровья (Прит. 15:17; 17:22). Медицинские исследования показали, что физическое состояние человека зависит от его внутреннего настроя. Есть данные, что у вспыльчивых людей часто повышается артериальное давление. Доказано, что гнев может стать причиной сердечного приступа, головной боли, носовых кровотечений, головокружения и потери голоса. Однако в Библии давным-давно было сказано: «Спокойное сердце — жизнь для тела» (Прит. 14:30; ср. Матф. 5:9).
16 5. Научная точность. Хотя Библия — это не научный труд, все же, когда в ней затрагиваются научные вопросы, она точна и не противоречит доказанным научным фактам. Например, в Библии дается правильная очередность этапов сотворения, включая порядок появления различных форм жизни (Быт., гл. 1), и говорится, что Земля имеет круглую, или шарообразную, форму (Ис. 40:22), а также что она висит «ни на чем» (Иов 26:7). Эти истины были записаны в ней задолго до того, как о них узнали ученые. Данные современной физиологии показывают, что клеточное строение живых существ, относящихся к разным родам, различно. Это подтверждает истинность библейского утверждения о том, что «не вся плоть одинакова» и что у людей своя неповторимая «плоть», не такая, как у животных (1 Кор. 15:39). Если говорить о зоологии, то в Левите 11:6 написано, что «заяц... жует жвачку». Это утверждение долго подвергалось нападкам критиков, но сегодня известно, что у зайцев пища проходит по пищеварительному тракту дважды.
17 Кроме того, медициной была полностью признана истинность библейского утверждения о том, что «душа [жизнь] плоти в крови» (Лев. 17:11-14). Моисеев закон оговаривал, какие животные, птицы и рыбы были «чистыми», то есть пригодными в пищу, а какие были потенциально опасными для здоровья человека (Лев. гл. 11). Также Закон требовал, чтобы израильтяне закапывали испражнения за пределами лагеря. Это служило хорошей защитой от разносимых мухами инфекций, таких, как дизентерия и брюшной тиф (Втор. 23:9-14). Даже сегодня в некоторых странах люди тяжело болеют из-за того, что отходы жизнедеятельности человека не удаляются должным образом. Если бы люди в этих странах следовали библейским нормам гигиены, то проблем со здоровьем у них было бы гораздо меньше.
18 Библия рекомендует употреблять немного вина «ради своего желудка» и в случае «недомоганий» (1 Тим. 5:23). Доктор медицины Сальваторе Лючия, профессор Калифорнийского университета, пишет: «Вино — это древнейший диетический напиток. Оно было важнейшим лекарственным средством на протяжении всей истории человечества».
19 6. Культурно-историческая точность. О библейской книге Деяния профессор Рендл Шорт написал: «У римлян было принято оставлять в многочисленных провинциях своей обширной империи местные органы управления, поэтому правители этих областей могли называться совершенно по-разному. Только человек, который бывал в тех местах или скрупулезно изучал письменные документы, мог правильно назвать титул того или иного правителя. В этом отношении Луке всегда удается достичь безупречной точности. Как историк он заслуживает самой высокой оценки. Проверить точность его слов зачастую можно лишь по редким надписям на монетах, содержащим нужные сведения; даже признанные римские историки не решались касаться этого сложного вопроса. Так, Лука называет Ирода и Лисания тетрархами; этот же титул применяет к ним Иосиф Флавий. Ирод Агриппа, убивший мечом Иакова и бросивший в тюрьму Петра, назван царем; Иосиф Флавий сообщает о том, как Ирод подружился в Риме с Гаем Юлием Цезарем (Калигулой) и получил царский титул, когда Калигула стал императором. Правитель Кипра, Сергей Павел, назван проконсулом. [...] Незадолго до этого Кипр был императорской провинцией и управлялся пропретором или легатом, но судя по кипрским монетам с надписями на греческом и латинском языках во время пребывания там Павла правителя называли проконсулом. В одной греческой надписи, найденной в городе Солы на северном побережье Кипра, говорится о проконсуле по имени Павел... В Фессалонике городские магистраты именовали себя довольно необычным титулом — политархи [это слово встречается в оригинале в Деян. 17:6], титулом, который не встречается в классической литературе. Если бы не древние надписи, мы бы знали о существовании этого титула только из сочинения Луки. [...] При Августе Ахайя была сенаторской провинцией, при Тиберии она подчинялась непосредственно императору, но при Клавдии, как пишет Тацит, она снова перешла под управление сената, и поэтому правильным титулом Галлиона был проконсул [Деян. 18:12]. [...] Столь же безупречно Лука описывает географию и реалии тех мест, где он бывал».
20 Письма Павла точно отражают обстановку, которая существовала в его время, и свидетельствуют о том, что он был очевидцем описываемых им событий. Вот несколько примеров. Филиппы были военной колонией, жители которой особенно гордились тем, что имели римское гражданство. Павел напомнил жившим там христианам, что их «гражданство — на небесах» (Деян. 16:12, 21, 37; Флп. 3:20). Эфес был известен как средоточие магии и спиритизма. Павел объяснил эфесским христианам, как защитить себя от влияния демонов. При этом он точно описал доспехи римского воина (Деян. 19:19; Эф. 6:13-17). В другом случае апостол использовал в качестве примера римский обычай устраивать в честь победы триумфальное шествие и проводить в нем пленников, некоторые из которых шли обнаженными (2 Кор. 2:14; Кол. 2:15). В 1 Коринфянам 1:22 Павел отметил различия во взглядах иудеев и греков. Как видно, книги новозаветных авторов написаны с такой же точностью, с какой написано Пятикнижие Моисея. О его труде Дж. Роулинсон сказал: «Что касается этнографической точности Пятикнижия при освещении традиций и обычаев Востока, то в целом она никогда не ставилась под сомнение».
21 7. Честность и откровенность библейских авторов. Предельная честность тех, кто писал Библию, укрепляет доверие к этой книге. Так, Моисей открыто рассказал о своем грехе, из-за которого Бог не позволил ему и его брату, Аарону, войти в Обетованную землю (Чис. 20:7-13; Втор. 3:23-27). Также в Библии сообщается о грехах Давида и отступничестве его сына Соломона (2 Сам., гл. 11, 12, 24; 1 Цар. 11:1-13). Иона не скрыл того, что не послушался Бога, и честно рассказал, к чему это привело. Почти все авторы книг Еврейских Писаний, которые сами были евреями, осуждали израильский народ за его непослушание Богу. Несмотря на это, евреи ценили эти Писания и считали их словом Бога, в котором правдиво изложена история их народа. В Христианских Писаниях мы находим такую же честность. Все четыре евангелиста написали о том, как Петр отрекся от Христа. Павел обратил внимание на серьезную ошибку Петра, который, находясь в собрании в Антиохии, в присутствии иудеев сторонился людей из других народов. Беспристрастность библейских авторов, которые не скрывали ни чужих, ни собственных ошибок, укрепляет наше доверие к Библии как к источнику истины (Матф. 26:69-75; Мар. 14:66-72; Луки 22:54-62; Иоан. 18:15-27; Гал. 2:11-14; Иоан. 17:17).
22 8. Внутренняя согласованность. Библию, которую на протяжении более 1 600 лет писали около 40 человек, отличает удивительная внутренняя согласованность. Несмотря на все попытки воспрепятствовать распространению Библии и даже уничтожить ее, сегодня эту книгу можно найти практически в каждом доме. Это служит веским доказательством того, что Библия — это Слово всемогущего Бога, которое «полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
23 О боговдохновенности Библии свидетельствует и тот факт, что через всю книгу проходит одна тема — освящение имени Иеговы посредством Царства во главе с Христом. Вот несколько самых ярких примеров этого.
Быт. 3:15 Бог обещает, что Потомок уничтожит Змея
Быт. 22:15-18 Все народы земли благословятся через потомка Авраама
Исх. 3:15; 6:3 Бог подчеркивает значение своего памятного имени Иегова
Исх. 9:16; Рим. 9:17 Согласно замыслу Бога, его имя должно быть возвещено
Исх. 18:11; Иегова более велик, чем все
Ис. 36:18-20; 37:20, 36-38; другие боги
Иер. 10:10, 11
Исх. 20:3-7 Бог требует исключительной преданности и велит использовать его имя подобающим образом
Иов, гл. 1, 2 Правомочность владычества Иеговы, отношение людей к Божьей власти и их непорочность
Иов 32:2; 35:2; 36:24; 40:8 Главное — оправдание владычества Бога
Ис. 9:7 Бог с рвением поддерживает вечное Царство своего Сына
Дан. 2:44; 4:17, 34; 7:13, 14 Царство Бога в руках «сына человеческого» играет важную роль
Иез. 6:10; 38:23 Народы «узнают, что я Иегова». В пророчестве Иезекииля это утверждение встречается более 60 раз
Мал. 1:11 Имя Бога будет великим среди народов
Матф. 6:9, 10, 33 Освящение имени Бога посредством его Царства важнее всего
Иоан. 17:6, 26 Иисус провозглашал имя Бога
Деян. 2:21; Рим. 10:13 Чтобы спастись, необходимо призывать имя Иеговы
Рим. 3:4 Бог правдив, даже если всякий человек окажется лжецом
1 Кор. 15:24-28 Царство будет передано Богу; Бог будет всем для всех
Евр. 13:15 Христиане должны возвещать имя Иеговы
Отк. 15:4 Все народы прославят имя Иеговы
Отк. 19:6 После уничтожения Вавилона Великого имя Иеговы будет превознесено
24 9. Надежность свидетельства ранних христиан. О том, какой вес имеют свидетельства ранних христиан, а также авторов книг Христианских Писаний, Дж. Роулинсон сказал: «Тот, кто в первом веке становился христианином, знал, что из-за своих убеждений он в любой момент мог расстаться с жизнью. [...] Любой писатель, просто выступивший в защиту христианства, навлекал на себя немилость светских властей и подвергал свою жизнь такой же опасности, что и христиане. Если из-за новой веры люди могут лишиться жизни, они не станут поспешно принимать понравившиеся им взгляды. Никто не станет членом гонимой секты, пока не разберется в учениях, которые она проповедует, и не убедится, что это истина. Очевидно, что у новообращенных в то время было гораздо больше возможностей убедиться в исторической точности христианских писаний, чем у нас. Они могли изучить показания очевидцев и расспросить их лично, сравнить их свидетельства между собой, узнать, как к их словам относятся их противники, обратиться к светским документам того времени и отсеять все, что вызывало хоть каплю сомнения. [...] Все эти факты в совокупности представляют собой целый корпус доказательств. При изучении событий глубокой древности доказательствами подобного объема мы располагаем крайне редко. Поэтому в истинности христианского повествования не остается никаких сомнений. Ни один аспект... этого повествования не имеет мифического характера. Это единый, цельный рассказ, переданный без искажений. Мифы же постоянно претерпевают изменения и могут существовать в нескольких вариантах. Этот рассказ во многом перекликается со светской историей того времени, которая всегда в нем описывается с поразительной точностью, тогда как в мифах она искажается или совсем вытесняется. Этот рассказ полон прозаических подробностей, чего в мифах всячески избегают. Он содержит полезное наставление, изложенное очень простым, доступным языком, тогда как мифы полны иносказаний. [...] Надежность, честность, скрупулезность, любовь к истине — вот что отличает новозаветных авторов, которые полагались на факты, а не на домыслы... Они писали для того, чтобы мы полностью убедились в достоверности событий, которые в то время были всем известны». (Ср. Луки 1:1, 4.)
25 Большой интерес представляют также библейские пророчества. Ничто так не убеждает в боговдохновенности Библии, как множество исполнившихся пророчеств, которые указывают на удивительную способность Иеговы предвидеть будущее. Это пророческое Слово действительно можно назвать «светильником, сияющим в темном месте». Тем, кто желает увидеть, как исполнятся все пророчества, связанные с Царством, и обрести вечную жизнь в Божьем новом мире праведности, важно обращаться к этому пророческому Слову, чтобы укреплять свою веру. В следующих трех таблицах предоставляются дальнейшие доказательства боговдохновенности Библии. В них перечислены многочисленные пророчества и их исполнение, а также доказательства полной согласованности Еврейских и Греческих Писаний. С течением времени свет библейской истины сияет все ярче, и мы все больше убеждаемся в том, что Библия поистине «вдохновлена Богом и полезна» (2 Пет. 1:19; 2 Тим. 3:16).
[Сноски]
Rawlinson G. The Historical Evidences of the Truth of the Scripture Records. 1862. С. 54, 254—258.
Allibone S. A. The Union Bible Companion. 1871. С. 29—31.
Rawlinson G. The Historical Evidences of the Truth of the Scripture Records. 1862. С. 25—26.
Stanley A. P. Sinai and Palestine. 1885. С. 82—83.
Reader’s Digest. 1954. Март. С. 27, 30.
Hareuveni N. Tree and Shrub in Our Biblical Heritage. 1984. С. 24.
Wilson R. D. A Scientific Investigation of the Old Testament. 1929. С. 213—214.
Nelson B. C. After Its Kind. 1968. С. 4—5.
Rawlinson H. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. Лондон, 1855. Т. 15. С. 232.
Insight on the Scriptures. 1988. Т. 2. С. 246.
Insight on the Scriptures. 1988. Т. 1. С. 555—556, 1035.
Lucia S. P. Wine as Food and Medicine. 1954. С. 5.
Short A. R. Modern Discovery and the Bible. 1955. С. 211—213.
Rawlinson G. The Historical Evidences of the Truth of the Scripture Records. 1862. С. 290.
Библия: слово Бога или человека? 2006. С. 12—36.
Rawlinson G. The Historical Evidences of the Truth of the Scripture Records. 1862. С. 225, 227—228. |