Алюминиевые убийцы
Если картинки блока не скролятся, то слева вверху блока стрелочки для управления (перелистывания) страницами
На сегодняшний день одним их основных потребителей алюминия в мире является пищевая промышленность. Многие исследования отрасли свидетельствуют, что именно спрос на алюминиевую тару и упаковку в 70-80-х гг. ХХ века спровоцировал существенный рост мирового производства алюминия, а сегодня на долю пищевой промышленности приходится порядка 60% мирового объема производства алюминиевого проката. Так, в Японии на производство банок идет около 80% алюминия, в Бразилии — 78%, в Америке — 62%, а в Европе — примерно 41%. Россия отстает по этому показателю — доля баночного алюминия составляет около 10%. (По разным оценкам от 50 до 80% произведенного в России алюминия идет на экспорт, а основными потребителями оставшейся части выступает тяжелая промышленность, в частности самолето- и машиностроение).
Известно, что в России для расфасовки жидких продуктов традиционно использовалось в основном стекло, а все более широко применяемые ныне алюминиевые банки появились на отечественном рынке в 1995 г.
Тем не менее в последние несколько лет и в России наметилась явная тенденция увеличения сегмента алюминиевой упаковки в общей структуре тары для различных видов напитков, прежде всего пива. По имеющимся данным, в 2000 году алюминиевую банку стеклянной бутылке предпочитали лишь 0,2% российских потребителей, через четыре года этот показатель вырос до 13%. Общий же объем отечественного рынка баночной упаковки только за пять лет с 2003 по 2008 г. вырос в 12 раз. При этом сам по себе рынок алюминиевых банок для напитков является одним из самых динамичных сегментов рынка упаковки России, темпы роста которого продолжают опережать темпы прироста потребления напитков и пива.
В феврале-марте 2013 года ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета подготовили по заказу МБПЧ экспертный доклад (полный текст доступен по этой ссылке), посвященный влиянию алюминиевой упаковки на здоровье человека и окружающую среду. При подготовке доклада авторы использовали результаты исследований Гарвардского университета, Национального института здоровья и медицинских исследований в Бордо, НИИ гигиены им. Эрисмана, Московской Медицинской Академии имени И.М. Сеченова, а также ПГНИУ. Итоги аналитической работы свидетельствуют о возможности вступления алюминия в реакцию с содержимым упаковки и выделения в этой связи вредных веществ в содержащиеся в таре пищевые продукты, например, бисфенола-А.
Особенностью алюминия как материала для тары для пищевой продукции является возможность вступления его в реакцию с содержимым упаковки. Специалисты НИИ гигиены им. Эрисмана (Россия) подчеркивают, что алюминий растворяется в кислой, соленой и щелочной среде. Таким образом, алюминий может быть выщелочен из тела тары в содержащиеся в ней пищу, напитки. В первую очередь, подобную реакцию провоцируют содовая вода (с фосфорной кислотой), томатный соус, ананасы, кофе в алюминиевых банках. Тем более опасны в этом отношении напитки, содержащие даже незначительные количества алкоголя (пиво, энергетические напитки и т.д.) Однако результаты исследований свидетельствуют, что при условии хранения в алюминиевой упаковке в течение длительного периода времени реакцию вызывает даже простая питьевая вода.
Особенностью алюминия как материала для тары для пищевой продукции является возможность вступления его в реакцию с содержимым упаковки и попадания частиц металла в пищевые продукты;
Возможность провоцирования такой реакции характерна для самого широкого спектра пищевых продуктов;
Алюминий обладает способностью к накоплению в организме человека, что создает почву для развития серьезных заболеваний: сердечно-сосудистой системы; кровеносной системы; пищеварительной системы; опорно-двигательного аппарата; зубной системы; мозга; нервной системы; психики;
Особенно склонны к негативному воздействию алюминия дети и пожилые люди;
Помимо опасности для самочувствия человека, связанной собственно с алюминием как материалом, из которого изготавливается тара для пищевой продукции, этот вид упаковки несет также ряд дополнительных рисков для здоровья потребителя.